В 1916 году русскими предпринимателями Рябушинскими был заключён договор с царским правительством на строительство автомобильного завода в Москве и производство грузовиков для нужд Императорской армии.
Так 2 августа 1916 года состоялась закладка завода Автомобильного московского акционерного общества «Кузнецов, Рябушинские и КоЛ. Завод получил название Автомобильного Московского Общества (АМО).
Фамилия братьев Рябушинских относится к числу наиболее известных в деловых и политических кругах дореволюционной России. Ведущие промышленники и финансисты владели предприятиями текстильной, лесной, стекольной, полиграфической, металлообрабатывающей и других отраслей. По данным Военного ведомства, уже к августу 1917 года завод располагал 95% производственных зданий и имел 85% оборудования – более 500 новейших американских станков. В качестве базовой модели автомобиля был выбран Фиат 15 Тер разработки 1912 года, хорошо зарекомендовавший себя в условиях бездорожья в колониальных войнах Италии. В соответствии с государственным заказом предприятие должно было выпустить 1500 автомобилей Fiat 15 Ter по итальянским чертежам. Однако по разным причинам вместо полноценного производства на заводе шла сборка машин из итальянских комплектующих. В период с 1917 по 1919 год из ворот АМО вышло 1319 экземпляров Fiat 15 Ter, создать свои производственные мощности не удалось.
После октябрьского переворота по декрету Совнаркома в августе 1918 года предприятие было национализировано. В феврале 1919-го наряду с другими заводами оно вошло в объединенный трест, которому предстояло централизованно управлять их работой, которая сводилась только к одному – капитальному или среднему ремонту автотехники.
За 1919 год на заводе АМО отремонтировали 66 автомобилей. Значительную часть поступавших на восстановление машин составляли американские White – грузоподъемностью 1,5 и 3,0 тонны. Они хорошо подходили к дорожным условиям России тех лет, отличались простотой конструкции и высокой долговечностью. В начале 20-х завод выпускал грузовики «Уайт-АМОЛ – симбиоз американской конструкции и деталей отечественного происхождения.
В марте 1924 года Совет труда и обороны выделил средства на создание грузового автомобиля. За основу был выбран всё тот же Фиат. Имелось два эталонных экземпляра и частично документация.
Инженеры во главе с В. И. Ципулиным уменьшили диаметр маховика и увеличили площадь радиатора. На целых 20 процентов была увеличена мощность двигателя, улучшена система охлаждения. Вместо деревянных колес со спицами автомобиль оборудовали штампованными колесами, установили карбюратор «Зенит-42Л, изменили расположение бензинового бака и форму подножек. Под капотом размещался четырехцилиндровый мотор с зажиганием от магнето и водяным охлаждением. 4-ступенчатая КП располагалась отдельно от двигателя, а рычаг переключения передач находился за правым бортом кабины (рулевое колесо на АМО-Ф-15 было справа). Механические колодочные тормозные механизмы действовали только на задние колеса. Балка заднего моста и кожух карданного вала составляли один узел. Пуск двигателя производился рукояткой, для освещения служили ацетиленовые фонари, а звуковые сигналы подавались рожком с резиновой грушей.
В ночь на 1 ноября 1924 года бригадой слесаря Н.С.Королёва была собрана первая машина. Главный конструктор завода В. Ципулин сел за руль и совершил на машине первую поездку. А 6 ноября, в канун праздника, была собрана последняя машина — и 7 ноября по Красной площади во главе праздничной колонны прошли десять ярко-красных автомобилей АМО Ф-15. Это был большой успех молодой советской промышленности. Машины почти полностью были собраны из отечественных деталей, кроме магнето и шарикоподшипников.
Силовой установкой являлся 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель Ф-15 с вертикальным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов мощностью 35 л.с. (25,7 кВт). В качестве топлива использовался недефицитный низкооктановый автомобильный бензин. Питание двигателя топливом — самотёком из бака к карбюратору двигателя. Запас хода по топливу при движении по шоссе составлял 300 км (вместимость топливного бака 70 л). Охлаждение двигателя — воздушное. Для создания потока охлаждающнго воздуха вместо вентилятора использовался маховик двигателя, к которому крепились специальные лопатки. Воздух к нему поступал через специальный кожух. Пуск двигателя — с помощью рукоятки.
Трансмиссия автомобиля состояла из многодискового сцепления сухого трения, механической четырёхступенчатой коробки передач и главной передачи. Крутящий момент на задний мост передавался с помощью карданного вала. Колеса имели стальные диски и шины размером 880 Х 185 мм. На переднем мосту устанавливались односкатные колёса, на заднем — двускатные (сдвоенные). Передняя и задняя зависимые подвески автомобиля состояли из продольно расположенных полуэллиптических рессор. Среднее удельное давление кол`с на грунт составляло 0,82 МПа (3,2 кгс/см?). Дорожный просвет под задним ведущим мостом — 242 мм.
Такая конструкция ходовой части обеспечивала автомобилю хорошие для своего времени скоростные и маневровые характеристики: аксимальная скорость составляла 50 км/ч, средняя скорость движения по щебеночному шоссе — 30 км/ч, по грунтовым дорогам — 15 км/ч. Минимальный радиус поворота по наружной колее не превышал 7,2 м. Автомобиль мог преодолевать подъемы крутизной до 12А, двигаться по косогору с креном до 10А, преодолевать канавы шириной до 0,4 м и броды с твердым грунтом глубиной до 0,6 м.
Ножной (центральный) и ручной тормоза имели колодочные механизмы и механический привод. Первый воздействовал на карданную передачу, второй — на задние колеса.
Автомобиль имел рулевое управление с правым расположением.
Электрооборудование машины — от аккумулятора, однопроводное, напряжением 6 В, с положительным выводом аккумуляторной батареи на корпус. Система зажигания двигателя — от магнето.
Машины первых выпусков имели двухместную деревянную кабину с брезентовым тентом и деревянную платформу с тремя открывающимися бортами. Позднее перешли к цельнодеревянной кабине. Боковые двери кабины — неостеклённые.
Звуковой сигнал — ручной клаксон.
Грузоподъемность автомобиля по шоссейным дорогам составляла до 1,5 т, по грунтовым — до 1 т. Машина отличалась сравнительно небольшими габаритными размерами (5150?1700?2422 мм) и массой (в снаряженном состоянии — 1920 кг, полный вес — 3570 кг).
АМО-Ф15 |
Выпуск |
1924- |
|
КУЗОВ |
Длина |
5150 мм |
|
Ширина |
1700 мм |
- |
Высота |
2422 мм |
|
Дорожный просвет |
242 мм |
- |
ДВИГАТЕЛЬ |
Расположение двигателя |
Спереди, вдоль |
|
Мощность |
35 л.с. |
- |
Расположение цилиндров |
Рядное |
|
Количество цилиндров |
4 |
- |
ТРАНСМИССИЯ |
Привод |
Задний |
|
Кол-во передач (мех коробка ) |
4 |
- |
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
Максимальная скорость |
50 км/ч |
|
Объем топливного бака |
70 л |
- |
Снаряженная масса автомобиля |
1920 кг |
|
Размер шин |
880 Х 185 мм |
- |
Статья из Wikipedia
Модель автомобиля выполнена фирмой
АРЕК, в масштабе 1:43
ZIS/ЗИС 101А (1940)
Модель автомобиля выполнена фирмой DeAgostini/IXO, в масштабе 1:43
ZIS/ЗИС 110 (1945)
Модель автомобиля выполнена фирмой DeAgostini/IXO, в масштабе 1:43
ZIS/ЗИЛ 101А (1940)
Модель автомобиля выполнена фирмой DeAgostini/IXO, в масштабе 1:43
Автомобиль ЗИЛ 117 был создан в 1971 году на базе правительственного лимузина ЗИЛ-114 и имел такие же строгие и гармоничные формы. Несмотря на сокращение длины и колесной базы, силуэт машины остался стремительным и элегантным, вполне соответствуя официозному имиджу легковых ЗИЛ-ов. Внешне ЗИЛ-117 отличался также иным оформлением передней части кузова.
Помимо чёрного, автомобиль окрашивали в темно-синий и темно-вишневый цвета.
Официально (заводская версия) ЗИЛ-117, был создан как более динамичный, скоростной и маневренный по отношению к лимузину ЗИЛ-114 автомобиль сопровождения. Тем не менее, в правительственных эскортах в качестве автомобилей сопровождения продолжали ходить преимущественно лимузины, а также «чайкиЛ, «волгиЛ и позже иномарки.
Неофициально же бытовало утверждение, что ЗИЛ-117 — «драйверскаяЛ версия, созданная по личному распоряжению Л. И. Брежнева, любившего управлять автомобилем лично. Имеется немало свидетельств очевидцев, что еще во второй половине 1970-х генсек собственноручно управлял «короткимЛ ЗИЛом.
По своему статусу ЗИЛ-117 считался на одну ступеньку ниже лимузинов ЗИЛ-114 и ЗИЛ-115 и полагался кандидатам в члены Политбюро ЦК КПСС и членам Правительства СССР. В последние годы застоя 117-ми ЗИЛ-ами начали пользоваться и личные референты Брежнева, что было сразу пресечено после прихода к власти Ю. В. Андропова.
В 1983 году производство ЗИЛ-117 было свёрнуто.
Оснащение салона ЗИЛ-117 соответствовало лимузину ЗИЛ-114 и включало: гидроусилитель рулевого управления, откидываемое для удобства входа и выхода водителя рулевое колесо, стеклоподъемники всех дверей с электроприводами, центральная блокировка замков дверей, кондиционер, детермальные стекла.
Автомобиль оснащался автоматической гидромеханической трансмиссией с селектором управления на рулевой колонке.
На седан устанавливался V-образный восьмицилиндровый двигатель от ЗИЛ-114 с алюминиевым блоком цилиндров, четырехкамерным карбюратором, транзисторной системой зажигания и гидравлическими (необслуживаемыми) толкателями клапанов. Мощность составляла те же 300 л.с.
Шасси ЗИЛ-117, как и ЗИЛ-114, базировалось на мощной раме, с повышенной жесткостью на кручение. Подвеска колес (передняя торсионная с продольным расположением торсионов) была оснащена антиклевковой системой, предотвращавшей также крены кузова в поворотах.
Всего выпущено около 50 штук.
ZIL/ЗИЛ - 114 |
Выпуск |
1924- |
|
КУЗОВ |
Тип кузова |
Седан |
- |
Количество дверей |
4 |
- |
Количество мест |
7 |
- |
Длина |
5725 мм |
- |
Ширина |
2068 мм |
- |
Высота |
1520 мм |
- |
Колесная база |
3300 мм |
- |
Колея передняя |
1603 мм |
- |
Колея задняя |
1663 мм |
- |
Дорожный просвет |
170 мм |
- |
ДВИГАТЕЛЬ |
Расположение двигателя |
Спереди, продольно |
- |
Объем двигателя |
6960 см3 |
- |
Мощность |
303 л.с. |
- |
При оборотах |
4400 |
- |
Крутящий момент |
570/2700 н*м |
- |
Система питания |
Карбюратор |
- |
Наличие турбонадува |
- |
- |
Расположение цилиндров |
V-образный |
- |
Количество цилиндров |
8 |
- |
Диаметр цилиндра |
108 мм |
- |
Ход поршня |
95 мм |
- |
Степень сжатия |
9.5 |
- |
Количество клапанов на цилиндр |
2 |
- |
Топливо |
АИ-95 |
- |
ТРАНСМИССИЯ |
Привод |
Задний |
- |
Кол-во передач (автомат коробка) |
3 |
- |
ПОДВЕСКА |
;Тип передней подвески |
Винтовая пружина |
- |
Тип задней подвески |
Рессора |
- |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА |
Передние тормоза |
Дисковые |
- |
Задние тормоза |
Барабанные |
- |
АБС |
есть |
- |
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
Максимальная скорость |
200 км/ч |
- |
Время разгона (0-100 км/ч) |
13 c |
- |
Расход топлива в городе |
19 л/100км |
- |
Объем топливного бака |
120 л |
- |
Снаряженная масса автомобиля |
2880 кг |
- |
Размер шин |
235/70 R15 |
- |